PR — секретное оружие стартапа

by admin

PR часто недооценивается основателями и руководителями стартапов. Нередко о нем думают лишь в контексте распространения новостей о запуске, получения инвестирования или M&A. Однако «связи с общественностью» — не единоразовый релиз, а непрерывный, долгий процесс, который жизненно необходим большинству стартапов. В этом материале разберемся почему.

Договоримся о терминах. Под PR мы будем подразумевать в первую очередь то, что в западных материалах называется earned media — заработанный охват, т. е. неоплаченный или редакционный. Также, мы будем исходить из того, что в стартапах PR решает две основные задачи:

  • Продвигает компанию, используя традиционные (пресса, ТВ) и новые (интернет, мобильные) медиа
  • Защищает вас от негатива, который может нанести ущерб репутации бренда и вашей личной.

Итак, как PR может помочь именно вам:

Продажи, развитие бизнеса (Business Development)

PR может стимулировать продажи.

В B2C-сегменте правильно поданный материал в прессе, на релевантном блоге или в телеэфире может дать вам вплоть до нескольких тысяч потенциальных клиентов. Конечно, не стоит ожидать, что все эти люди в итоге станут вашими реальными клиентами, но вы сможете значительно увеличить посещаемость сайта и количеств входящих заявок.

В B2B большинство крупных клиентов захотят вести с вами бизнес, если у вас есть сильный бренд или репутация. Это тем более важно, если вы представляете небольшую компанию или стартап. Представьте, что вы не просто приходите к потенциальным клиентам с улицы, а приходите, имея на руках, по сути, рекомендации Коммерсанта, «Ведомостей», Forbes, РБК, VC или Rusbase. Продажи пойдут гораздо легче, когда ваш бизнес воспринимается передовым. И PR как раз помогает сделать восприятие реальностью.

HR

Люди хотят работать с успешными предпринимателями, с первопроходцами будущего. И PR — отличный способ показать, что вы понимаете запросы потенциальных сотрудников, что вам не все равно.

Представьте, вы делаете холодный звонок (или отправляете письмо с предложением) хорошему инженеру. Что он сделает в первую очередь? Начнет изучать ваш сайт и информацию о вас. И что он там найдет, какие выводы сделает? Что вы — очередная непонятная компания, хантящая всех подряд? Или что вы действительно заслуживаете уделенного времени?

Привлекайте PR-специалистов к работе над HR-брендом. После того, как у вас выйдут 2–3 тематических материала, обязательно добавьте их на свой сайт и включите соответсвующие ссылки в офферы и HR-материалы. Если вы есть на HH, Crunchbase, Linkedin, Glassdoor — дайте информацию и там.

Удержание

Это, наверное, звучит очевидно, но ваши главные и самые надежные наниматели — ваши клиенты, те, кто пользуются вашими услугами. И они же являются адвокатами бренда и компании. Ни в коем случае нельзя оставлять их наедине с самим собой — пишите им по электронной почте, вовлекайте в общение на Фейсбуке, в Твиттере, в Slack, где угодно, рассказывайте им о новостях вашего стартапа, предлагайте бесплатные материалы о состоянии рынка — словом, регулярно напоминайте о себе, но не злоупотребляйте доверием.

Отдельной активностью в рамках этого направления является внутренний PR — вам необходимо не только привлекать новые таланты, но и удерживать их (см. предыдущий пункт). Еженедельная неформальная общая «планерка» — хорошая идея для небольшого творческого коллектива. 

Инвестиции

Да, инвесторы любят PR. А чем PR лучше, тем больше его любят. Регулярное (и позитивное, конечно же) освещение в прессе способствует повышению узнаваемости бренда и, в идеале, вызовет чувство того, что инвесторы могут что-то упустить, а следовательно, надо срочно вкладываться в вас (по-английски это называется короче и красивее — fear-of-missing out, FOMO).

Однако учитывайте, что у вас должна быть очень четкая и прозрачная история, а также позиция по финансированию и целям для инвесторов. Нет ничего хуже, чем заинтересовать инвесторов, а потом не знать, что ответить на базовые вопросы.

Лидерство 

Еще никогда не было так важно сформулировать свою историю, свое видение и лидерство как в современной гиперконкурентной экономике. Ваш личный бренд основателя, руководителя, бренд компании укрепит имидж бизнеса как лидера.

Современные продвинутые потребители хотят не просто приобретать товары и услуги, они хотят их приобретать у лучших, у лидеров сегментов, у победителей в конкурентной борьбе.

Лучший способ работы по этому направлению — нарратив. Вам надо научиться рассказывать истории о себе, о своей компании, о своем сегменте. Тогда вы не просто будете получать публикации, но и будете способствовать развитию всего рынка — это же прекрасно, не так ли?

У вас может сложиться впечатление, что PR это, конечно, рентабельно и эффективно, но очень сложно и дорого. Да, но нет. Регулярная (ключевое слово!) и четко выверенная работа со всеми заинтересованными сторонами — это не так уж и сложно, но жизненно необходимо.

You may also like

Leave a Comment