5 самых знаменитых (и очень страшных) PR-скандалов

by admin

Иногда черный пиар — не «тоже пиар», а серьезная угроза имиджу бренда. В канун Хэллоуина мы собрали 5 знаменитых мировых PR-скандалов (потому что скандалы в России мы и так можем наблюдать каждый день), которые стоили очень дорого репутации брендов. 

BP и самая страшная экологическая катастрофа

В 2010 г. произошла авария на нефтяной платформе Deepwater Horizon в 80 км от побережья Луизианы, США. Во время взрыва погибло 11 человек, травмы получили еще 17. За нефтяную вышку отвечала компания BP, которую обвинили в самой страшной экологической катастрофе в истории. Но не только халатность нанесла ущерб репутации компании, масла в огонь подлила и PR-стратегия компании по управлению кризисом (спойлер — ее не было вообще), которая включала в себя, в том числе, комментарии генерального директора Тони Хейворда, сказавшего в интервью, что «он хотел бы вернуть себе свою жизнь обратно» и заслужившего упоминания в культовом сериале South Park. На фоне трагедии невозможно представить худшего комментария от первого лица. 

Nestle, пальмовое масло и орангутанг

В том же богатом на кошмары 2010-м  разгорелся скандал, когда Гринпис запустил кампанию, рассказывающую о методах получения пальмового масла Nestle. На YouTube-канале экологической организации был опубликован ролик, в котором офисный работник разворачивал упаковку KitKat, но вместо батончика обнаруживал палец орангутана. Пользователи тут же атаковали страницу бренда в Фейсбуке, требуя прекратить использовать пальмовое масло. Однако вместо того, чтобы адекватно воспринять критику, Nestle начала активно подчищать комментарии, что вызвало еще большую озлобленность. 

Tinder и Vanity Fair

Критика — вообще больная точка многих компаний. Когда в журнале Vanity Fair в 2015 году вышла статья, в которой говорилось, что Tinder оказывает плохой эффект на человеческие взаимоотношения, SMM-команда приложения разразилась тирадой из 30 твитов, многие из которых были откровенно оскорбительными (например, вот этот твит):

Domino’s и YouTube

В 2009 г. бренд Domino’s был чуть не уничтожен видео, которое двое сотрудников разместили на YouTube. Не будем вдаваться в подробности, но там они в весьма отвратительной манере и очень неприятными способами готовили пиццу.  Domino’s извинились только через два дня, но было уже слишком поздно. По данным The New York Times, восприятие бренда потребителями уже через несколько часов стало резко негативным. 

Philip Morris и смертность от курения

И закончим наш рейтинг «вдохновляющей» коммуникацией от Philip Morris, которые в 2001 году выпустили в Чехии «исследование», основная мысль которого заключалась в том, что  «смертность от курения имеет положительный эффект для страны» — по словам представителей бренда, «курение фактически принесло чистую прибыль в размере около $147 млн, в том числе сэкономив от 943 миллионов до 1,2 миллиарда крон (около $24 млн) на здравоохранении, пенсиях и расходах на государственное жилье из-за ранней смерти курильщиков». Несмотря на то, что компания извинилась, ущерб был нанесен — в тот период акции компании значительно упали. 

Выводы

Итак, какие выводы можно сделать из этих PR-скандалов, чтобы не было так же мучительно больно:

  1. Не выносить в публичное пространство очевидную противоречивую информацию. Иными словами, — думать, что говоришь.
  2. Если катастрофа уже случилась, реагировать нужно быстро.
  3. Всегда быть готовым посыпать голову пеплом, искренне извиниться, пообещать сделать выводы, а потом стараться максимально загладить свою вину. 
  4. В идеале — заранее проработать алгоритм и согласованный с руководством план на случай кризисных ситуаций — это позволит сэкономить время на реагирование и минимизировать негативные последствия. 

Всем веселого Хэллоуина!

You may also like

Leave a Comment